Прокрутить к контенту

07.06.2011 Россия и торговые льготы Европейского Союза

На основании отчета Центра анализа региональной интеграции при университете Sussex (CARIS), Еврокомиссия предложила Европарламенту в 2014 году изменить систему предоставления льгот при уплате импортных пошлин. Изменения должны коснуться исключения наиболее развитых стран, включая Россию, из списка участников глобальной системы преференций (GSP).

Несмотря на то, что Россией используется только 10% льгот Евросоюза, их отмена будет стоить российским экспортерам в ЕС 2,5% стоимости экспорта. Чтобы сохранить преференции после 2014 года у России будет два варианта вступить в ВТО, которое автоматически восстановит большую часть льгот ЕС, или же подписать с ЕС договор о зоне свободной торговли.

Опубликованные Еврокомиссией 11 мая результаты исследования практики использования торговыми партнерами ЕС внешнеторговых льгот при экспорте своей продукции в Евросоюз, послужили основанием для решения сократить список таких стран со 176 в настоящее время до 80 с 2014 года.

Система преференций во внешней торговле GSP существует с 1971 года как один из режимов снижения торговых барьеров для экспортеров из развивающихся стран. Российские компании были включены в данную систему в начале 90-х годов, что позволило снизить для них таможенные тарифы (практически до полного обнуления) на сложные удобрения, сельскохозяйственную и металлургическую продукцию.

ЕС является крупнейшим торговым партнером РФ по данным Федеральной таможенной службы: по итогам первого квартала 2011 года общий объем экспорта из России в Евросоюз составил в стоимостном выражении $58,3 млрд., что составляет более половины стоимости всего мирового экспорта России ($112,8 млрд.). Согласно отчету CARIS, в основе этого экспорта (60,9%) лежат ископаемые виды топлива, на которые не распространяются импортные пошлины. Кроме этого, Россия экспортирует 55,1% своей кожевенной продукции и 53,3% минерального сырья именно в ЕС.

В целом, по данным аналитиков CARIS, РФ относится к группе стран (наряду с Китаем, Азербайджаном, Республикой Конго и др.), к экспорту которых в ЕС применяет менее 10% своих преференций. Так, в 2009 году общий объем экспорта из РФ в ЕС составил в денежном выражении $160,7 млрд, при этом объем преференций составил 2,5% - $4 млрд.

Еврокомиссия составила список критериев, в соответствии с которыми страны будут лишаться торговых преференций ЕС. Всех участников системы GSP разделили на три категории:

Страны, достигшие высокого дохода либо дохода выше среднего на душу населения, согласно классификации Всемирного банка (к этой категории наряду с Саудовской Аравией и Катаром были отнесены Белоруссия и Россия);

Страны, у которых есть доступ в ЕС по соглашению о свободной торговле или по автономному торговому режиму;

Страны, имеющие альтернативные соглашения о доступе на развитые рынки.

Как пояснил данное предложение еврокомиссар де Гюхт, таможенные тарифы на сегодняшний день находятся на рекордных минимумах, и если Евросоюз предоставляет льготные тарифы в этих условиях, то большинство из них должны быть направлены тем странам, которые действительно в них нуждаются.

Окончательное решение по сокращению числа стран, получающих льготу, еще не принято и будет обсуждаться Европарламентом и Советом министров ЕС, как и планируемый срок введения системы, направленной на "защиту промышленности ЕС от ориентированных на экспорт экономик и использование торговли как инструмента внешней политики".

Российские чиновники уже отметили, что не будут оспаривать планируемое решение. Это автономная мера ЕС, и в случае ее полной или частичной отмены мы должны будем это просто принять к сведению, сообщил представитель Министерства экономического развития.

Российские предприниматели также выразили свою точку зрения на данную тематику. Так, вице-президент одной из крупнейших российских металлургических корпораций, поведал, что отмена преференций с 2014 года для России будет несущественна, "так как по большинству интересующих металлургических позиций импортные пошлины ЕС нулевые или очень низки". По словам топ-менеджера компании-производителя минеральных удобрений, которая поставляет в ЕС до 10% своей продукции, "все российские компании, работающие с ЕС, последние два года уже закладывают в цене возможность отмены льгот". "Изменение торговой европейской политики было давно ожидаемым, поэтому, чтобы не допустить роста цен в случае отмены льготного режима, многие уже балансируют стоимость продукции", отметил собеседник "Коммерсанту".

Существует еще один льготный статус ЕС - MFN (Most Favoured Nation) режим Наиболее Благоприятствуемой Нации, который может распространить свое действие на Россию, после отмены GSP статуса. Этим статусом обмениваются по отношению друг к другу члены Всемирной торговой организации. Кроме того, в конце 2010 года Правительство РФ заявляло о возможности подписания с ЕС режима свободной торговли. Работа над этим вопросом еще будет проводиться.

Все новости >>>