Прокрутить к контенту

18.06.2011 Об экспорте автомобилей российской сборки в страны Таможенного союза и за его пределы

Для российских заводов иностранных компаний, в частности автопроизводителей, создание Таможенного союза (ТС) России, Казахстана и Беларуси открыло новые рынки сбыта. До вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) именно Казахстан и Беларусь останутся их основными рынками для экспорта продукции.

Незадолго до вступления в силу единого Таможенного кодекса Таможенного союза (01.07.10) практически все автомобильные заводы иностранных компаний озвучили свое желание поставлять автомобили, собранные на территории Российской Федерации (РФ) в другие страны ТС. Однако по сравнению с российским рынком, рынки этих стран не так велики. Например, в 2010 году в Казахстане было продано 22 тысячи новых автомобилей, в Беларуси 15 тысяч, а в России 1,9 млн. Но, несмотря на такие цифры, беспошлинный экспорт в страны ТС все же позволил иностранным заводам дополнительно загрузить свои российские мощности, простаивающие из-за кризиса и падения спроса внутри страны.

После вступления в силу общего Таможенного кодекса ТС 1 июля 2010 года, экспорт в Беларусь и Казахстан начали осуществлять завод Toyota, производящий Toyota Camry, расположенный в Санкт-Петербурге, а также завод Renault "Автофрамос", собирающий модели Logan и Sandero, располагающийся в Москве. Чуть позже, в начале 2011 года, к ним присоединились калужский завод Volkswagen (Polo Sedan), а также петербургский завод Hyundai (Solaris). При этом автоконцерн из Южной Кореи начал экспорт и на Украину, не являющуюся членом Таможенного Союза, а также в другие страны СНГ: Молдавию, Армению, Азербайджан, Узбекистан и Киргизию. Стоит отметить, что возможность беспошлинного вывоза автомобилей российской сборки за пределы общей таможенной зоны смогут только те компании, чья локализация в России превышает 50%. На этом уровне в данный момент работают только Hyundai и Renault.

Тем временем спрос на российском рынке восстанавливается после кризиса, и с января по апрель текущего года внутри страны было продано 750 тыс. машин, что по сравнению с показателем прошлого года больше на 64%. Из-за этого возникли очереди на модели Volkswagen, Hyundai и Renault, необходимость ожидания которых порой достигает года. Таким образом, в настоящий момент мощностей заводов не хватает на удовлетворение даже внутреннего спроса.

Учитывая данную ситуацию, автомобильные компании планируют увеличить мощности своих предприятий в России с 1,3 млн. на сегодняшний день до более 2,5 млн. до 2020 года. Около половины этого объема будет производиться в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Отметим, что для России существует риск возникновения переизбытка мощностей в случае, если прогнозируемый выпуск не будет достигнут. В этом случае вопрос экспорта встанет для неё особенно остро.

Поэтому автомобильные концерны в России разрабатывают планы действия в этой сфере. Автоконцерн General Motors задумывается об экспорте в Европу из России, наряду с компанией Sollers в альянсе с Ford. Согласно заявлению генерального директора Sollers, Вадима Швецова, по их мнению совместное предприятие с Ford имеет огромный экспортный потенциал, а также, что эти компании будут стремиться к полной интеграции с мировым автопромом.

Наряду с ними, планы по покорению мира вынашивает группа ОНЭКСИМ с Яровитом, планирующая экспорт Ё-мобилей, чей завод в скором времени будет построен в Санкт-Петербурге.

Ранее также генеральный директор петербургского завода Nissan Дмитрий Михайлов озвучил, что в стратегию компании входит строительство отдельного завода по выпуску и поставкам моделей Nissan на континент. По его словам, большой победой будет урегулирование российского экспортного законодательства в целях сделать экономически выгодным продажу автомобили российской сборки в Западную Европу.

По расчетам российских властей, увеличение производства иностранными автоконцернами покроет внутренний спрос на автомобили на 80% (по данным 2010 года автомобили, собранные в России, обеспечили около 65% внутреннего спроса). При этом заводы, располагающиеся в РФ, пользуются конкурентным преимуществом по сравнению с зарубежными компаниями-производителями им не нужно платить высокие импортные пошлины на свою продукцию.

Тем временем, после вступления России в ВТО, ей придется хоть и постепенно, но обнулять ввозные пошлины, что приведет к появлению на российском рынке импортных автомобилей, имеющих цену, способную конкурировать с ценами местных производителей. Их конечная стоимость может оказаться ниже, даже несмотря на затраты по логистике, так как уже не раз руководители сборочных заводов в РФ заявляли о том, что себестоимость их производства существенно превосходит аналогичный показатель в других странах. Следовательно, в случае сокращения импортных пошлин местные производители столкнутся с серьезной конкуренцией со стороны иностранных заводов, а также с недозагрузкой увеличенных мощностей, что также сделает экспорт для них одним из важнейших направлений по развитию.

А пока до вступления РФ в ВТО главным зарубежным рынком для российских автомобильных заводов будут рынки стран-членов Таможенного союза. При этом в скором времени в Беларуси и Казахстане произойдет повышение пошлин на иномарки до российского уровня, что значительно удорожит и в следствие сократит ввоз автомобилей в эти страны отовсюду, кроме Российской Федерации. Поэтому многие иностранные автомобильные предприятия, располагающие заводами в России, уже налаживают экспорт в страны Таможенного союза.

Все новости >>>

Последние новости

Надежные участники ВЭД
20.11.2017 — В 2017 году число участников ВЭД, которым можно доверять, выросло до 10 процентов Доля участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в отношении которых снижена частота таможенного контроля, в 2017 году выросла в 3 раза, до 10 процентов, по сравнению с прошлым годом, когда их было всего лишь 3,5 процента. Читать далее »
Экспорт сельскохозяйственной техники в Армению
11.11.2017 — Россия готова расширять сотрудничество с Арменией в части поставок в эту страну сельскохозяйственной техники. Читать далее »
развитие отношений с Ираном
01.11.2017 — Российские эксперты отмечают динамичное развитие экономического сотрудничества России и Ирана. Читать далее »
Рассылка новостей