Прокрутить к контенту

13.07.2010 Конституционный суд признал неконституционными нормы Уголовного Кодекса о таможенных правонарушениях

Конституционный суд постановил, что первая часть 188 статьи Уголовного кодекса (контрабанда) нарушает основные права и свободы граждан, позволяя превращать их из административных правонарушителей в уголовных преступников. Поэтому норма закона подлежит отмене. Так, неконституционными признаны и взаимосвязанные положения КоАП, согласно которым стоимость ввозимого товара определяется исходя из среднерыночной российской цены, а не фактической

Напомним, дело о невольных контрабандистах КС рассмотрел 10 июня. Поводом послужили 4 жалобы бывших фигурантов уголовных дел по части 1 ст. 188, регламентирующей перемещение через таможенную границу товаров и иных предметов. В разное время они были обвинены в контрабандистской деятельности за то, что привезли из-за границы товары на сумму, превышающую 250 тысяч рублей, что до апреля 2010 года считалось крупным размером. При этом из нее не вычитались товары на сумму 65 тысяч рублей, разрешенные к беспошлинному ввозу. Кроме того, при оценке стоимости товаров эксперты руководствовались так называемой среднерыночной российской ценой, игнорируя чеки, которые доказывали, что вещи были куплены на распродажах практически за бесценок. Несколько иная ситуация сложилась у четвертого заявителя, который после полугода работы во Вьетнаме пытался ввезти в страну 9 золотых слитков и ювелирные изделия на общую сумму 364 601 рубль. По российскому законодательству он имел право на беспошлинный ввоз товара на сумму 5 тысяч долларов. Однако стоимость золота была установлена по российским, а не по вьетнамским ценам. И дознаватель возбудил дело по контрабанде.

Также в КС оспаривались и нормы административного права, в частности, касающиеся исчисления срока давности привлечения их к административной ответственности. Дело в том, что после того как уголовные дела в отношении заявителей были по тем или иным причинам прекращены, было вынесено решение о назначении крупных штрафов. То есть фактически срок давности исчисляется не с момента совершения административного правонарушения, а с момента прекращения уголовного преследования. Это, по мнению заявителей, порождает неопределенность при установлении стоимости ввозимых товаров и ведет к произволу при определении размера штрафа либо при возбуждении уголовного дела.

Отметим, что ранее КС уже выносил постановление по делу о контрабанде, признав не соответствующей Конституции часть 2 ст. 188 УК РФ. Тогда речь шла о наличных деньгах, ввозимых на территорию России. Согласно постановлению, из всей налички должны вычитаться 10 тысяч долларов, разрешенных к ввозу. И если после этого денежных средств остается больше 250 тысяч рублей, возникают основания для уголовного преследования.

Конституционный суд согласился с доводами заявителей и встал на их защиту, отменив часть первую статьи 188 УК РФ, часть 1 статьи 16.2 и часть 2 статьи 27.11 КоАП в их взаимосвязи. Как отметил КС, граждане не должны и не могут знать, по какой цене тот или иной товар продается в России. Но поскольку правоприменительные органы при оценке товара исходят не из его фактической стоимости в стране приобретения, граждане лишаются возможности предвидеть правовые последствия своих действий.

Кроме того, суд постановил, что нарушает принципы справедливости, равенства и соразмерности и тот факт, что при установлении тяжести совершенного правонарушения (административное нарушение или уголовное преступление) правоохранительные органы исходят из всего незадекларированного товара, включая и ту его часть, которую можно ввозить в Россию без декларирования. Учитывая, что и размер штрафа определяется по стоимости всего незадекларированного товара (включая и ту его часть, которая разрешена к ввозу), этими нормами нарушаются право собственности и имущественные права граждан.

Еще один пункт постановления КС касается сроков давности привлечения к административной ответственности. Согласно сложившейся правоприменительной практике, в тех случаях, когда гражданин, совершивший административный проступок, был привлечен к уголовной ответственности, а затем дело было либо прекращено, либо в его возбуждении вообще было отказано, срок давности за его административное правонарушение исчисляется не с момента совершения проступка, а с момента прекращения уголовного преследования.

Суд признал такое положение дел несоответствующим основному закону страны и постановил отменить статью 4.5 КоАП, так как уголовное дело может приостанавливаться, сроки расследования могут продлеваться, причем, неоднократно. В результате давность привлечения к административной ответственности (которая по общему правилу не превышает одного года) может быть даже больше, чем давность привлечения к ответственности уголовной. КС постановил, что давность привлечения к административной ответственности должна исчисляться со дня совершения правонарушения.

 

Фонтанка.Ру

Все новости >>>

Последние новости

Надежные участники ВЭД
20.11.2017 — В 2017 году число участников ВЭД, которым можно доверять, выросло до 10 процентов Доля участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), в отношении которых снижена частота таможенного контроля, в 2017 году выросла в 3 раза, до 10 процентов, по сравнению с прошлым годом, когда их было всего лишь 3,5 процента. Читать далее »
Экспорт сельскохозяйственной техники в Армению
11.11.2017 — Россия готова расширять сотрудничество с Арменией в части поставок в эту страну сельскохозяйственной техники. Читать далее »
развитие отношений с Ираном
01.11.2017 — Российские эксперты отмечают динамичное развитие экономического сотрудничества России и Ирана. Читать далее »
Рассылка новостей